СОЮЗ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ  

СОЮЗ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Собака занимает совершенно особое место в жиз­ни человеческого общества. Есть отдельные личности, которые не испытывают никакого желания контакти­ровать с собакой, даже терпеть ее вблизи себя, но в истории, пожалуй, крайне редки цивилизации, куль­туры, которые сумели бы в своем развитии обойтись без того или иного использования собаки, при этом в разных культурах собаки выполняли совершенно раз­ные функции. Отношение к собаке в человеческом сообществе могло меняться от признания ее высочай­шей ценностью до нечистого животного, тем не менее, даже нечистое животное терпели, поскольку су­ществовать без него было весьма проблематично. Под­черкнем, что культуры, не знакомые с собакой, так и не одомашнили других животных.

Похоже, что образование союза между первобыт­ным человеком и прасобакой дало саму идею одо­машнивания животных, послужило одним из толчков к формированию культур скотоводов. Здесь и далее мы говорим о собаке как о союзнике, тщательно из­бегая самого слова «одомашнивание», и это неслу­чайно. Мы категорически не согласны с тем, что одо­машнивание было придумано неким нашим гениальным предком и проистекало по сентиментальной схе­ме: вот убил охотник волчицу, а деток ее пожалел, выросли волчатки, стали с ним в лес на охоту хо­дить, а уж их детки оказались собаками. Да принеси охотник из лесу хоть маленьких динозавриков, ника­кого одомашнивания из этого не вышло бы. Мы нео­днократно писали уже на эту тему, но приходится повторяться вновь: из детеныша дикого животного, выросшего в доме человека, получается животное прирученное, но никак не домашнее. Одомашнить можно не конкретного слона, осла или гепарда, одо­машнить можно лишь популяцию, т. е. достаточное количество животных. Процесс этот длительный, тре­бующий определенных усилий, но самое главное — чтобы племя взялось за подобную работу, оно должно представлять конечный результат. А как, скажите, можно его представить, коли подобного никто никог­да не делал. Может ли в голову охотнику, не знающе­му, что бывают животные, не боящиеся человека, послушные ему и зависящие от него, прийти мысль отловить, например, табун антилоп, доить (!), разво­дить и только избранных резать на мясо?! Да ему это и во сне не привидится — антилопу надо загнать в ло­вушку или убить любым иным способом, потом вкус­но поесть — все! Вот держать пойманных животных в качестве запаса мяса — это было. Мысль же прита­щить в стойбище побольше хищников и кормить их мясом, которого и людям хватает не всегда, просто абсурдна!

Сама идея союзов между видами в ходе эволюции осуществлялась многократно. Вступают в союзы чаще виды хищников, имеющие несколько различные спо­собы охоты на одну дичь. Например, хорь-перевязка ловит сусликов в подземных норах, а лисица, ориен­тируясь на звуки охоты, поджидает выпугнутых зверь­ков на поверхности. Иногда сотрудничают и нехищные животные: птица медоуказчик находит гнезда диких пчел и приводит к ним медоеда, тот мощными когтя­ми выламывает соты; остатков его трапезы птице впол­не хватает. Ряд примеров можно множить, они очень хорошо описаны в научно-популярной литературе, по­этому мы перейдем к союзу человека и собаки.



Появление современного человека по времени практически совпадает с возникновением домашней собаки. Семейство Псовых достигло небывалого рас­цвета по палеонтологической шкале совсем недавно — в конце плейстоцена, когда существовал огромный спектр видов: от некрупных кустарниковых собачек до пещерных гигантов. Однако наиболее типичные представители семейства являлись хорошо специализированными хищниками-загонщиками.


6594996083871965.html
6595018364681769.html
    PR.RU™