Обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

Учителю для успешного проведения урока, целью которого является максимальная результативность, помимо подачи качественно проработанного и отобранного материала, необходимо обращать особое внимание и на другие аспекты образовательного процесса. Так, одним из наиважнейших факторов достижения высоких педагогических целей на уроке считается психологический комфорт учащихся.

Исследование понятия «психологический комфорт» позволяет заключить, что это:

· условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют;

· качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности;

· исходное условие продуктивного достижения требований государственных стандартов, целью которых является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка.

Множество примеров из школьной действительности показывают, что в условиях нарушения психологического комфорта, учащиеся теряют мотивацию к обучению, наблюдается резкое понижение активности и работоспособности, заинтересованности в учебном процессе и, как следствие, снижается успеваемость. Очень часто ученики, психологически зажатые, испытывают трудности в выражении собственных мыслей, что серьезно влияет на их образовательные возможности. Это может быть связано с застенчивым характером самого ребенка, однако на уроке, обстановка которого не вызывает психологического дискомфорта, даже самые робкие ученики способны раскрыть себя.

Также обратим внимание, что школа – один из важнейших институтов социализации в жизни человека, именно в школе начинается процесс формирования личности, закладываются основы мировоззрения и самосознания. Это значит, что только в атмосфере одобрения, взаимного понимания и уважения возможно раскрытие индивидуальности ребенка.

Однако приходится признать, что нередко в школах имеет место речевая агрессия, проявляющаяся в эмоциональных срывах учителя на учениках, словесных оскорблениях и негативных замечаниях, как результат неудач в личной жизни педагога или просто плохого настроения. Многие учителя используют скрытые угрозы, как залог выполнения учениками того или иного задания, оперируя такими фразами как: «если не закончите упражнение к концу урока, то поставлю двойку». Другим примером является агрессивный настрой учащихся по отношению друг к другу, что часто проявляется в стремлении утвердиться за счет унижения другого.



В свою очередь, давление со стороны учителя или одноклассников, заключающееся в необоснованной критике, угрозах, унижении достоинства и негативном отношении к ученику на протяжении долгого периода времени может негативно отразиться на личности учащегося. Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на внутреннее состояние ученика, на уровень его самооценки, степень уверенности в себе и в своих способностях. Более того, это может привести к серьезным психическим и психологическим расстройствам, с одной стороны, и к разрушению еще несформировавшейся личности, с другой.

В первую очередь, угнетенное пассивное состояние ребенка на занятии говорит о том, что в коллективе преобладают напряженные, противоречивые или конфликтные отношения. Эта ситуация находит отражение непосредственно в ходе работы на уроке, если ученик, например, имея желание ответить, боится насмешек со стороны своих одноклассников или строгой оценки учителя и в результате замыкается в себе.

Так, одной из причин психологического дискомфорта на уроке можно посчитать чрезмерную формальность в общении, которая приводит к повышению тревожности и нервозности, снижению эмоционального комфорта у детей. Авторитарная позиция учителя заключается в субъективном оценивании деятельности учеников только лишь по показателям успеваемости, а также в отвержении любой инициативы и самостоятельности со стороны учащихся. Авторитарный стиль общения формирует у ребенка неадекватное восприятия себя и окружающих, травмирует его психику. Успеваемость учащихся и дисциплина на уроке педагога, использующего авторитарный стиль, чаще всего находится на высоком уровне, однако социально-психологическая атмосфера на таких уроках, как правило, неблагополучная.

Как следствие напряженных отношений между учителем и учениками, у детей развивается школьная тревожность. Этот феномен рассматривается как необоснованное волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, а именно: в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно испытывает чувство собственной неполноценности, он неуверен в правильности своего поведения и своих решений. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. К ним, как правило, относят: неблагоприятные отношения со сверстниками и преподавателями, смена коллектива или его неприятие, неспособность справиться со школьной программой, непосильные учебные нагрузки.



Исходя из доказательств, основанных на научных фактах, а также на примерах из педагогической практики можно прийти к мнению о том, что соблюдение психологической безопасности на уроке является приоритетным фактором в деятельности учителя. К задачам педагога относятся не только передача знаний, умений и навыков, но и предоставление помощи, основанной на сотрудничестве и поддержке, в процессе формирования полноценной и уверенной в себе личности ученика. Выполнение этих задач возможно только при учете тонких особенностей детской психики и принятии возлагаемой ответственности.

Во-первых, у учащихся хорошо развита способность к улавливанию эмоционального настроя учителя, поэтому преподавателю с самого начала занятия следует создать доброжелательную обстановку. Для этого ему необходимо определить и правильно интерпретировать психическое состояние класса, а также индивидуальное состояние каждого ученика. Общее впечатление учитель может получить, применяя разнообразные педагогические приемы и техники, направленные на выявление настроя учеников. Для успешного осуществления индивидуального подхода необходимо наличие у педагога способности к эмоциональной сопричастности, другими словами к отображению внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, мыслей. Необходимо уметь понимать ученика с его точки зрения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, анализировать, каким образом он воспринимает ту или иную ситуацию, и впоследствии разработать индивидуальный подход к каждому конкретному ученику, создавая условия для самоутверждения, учитывая сильные стороны его личности.

Во-вторых, для достижения психологического комфорта на уроке учителю необходимо принимать во внимание даже, казалось бы, второстепенные мелочи, такие как поза, мимика и жесты, так как невербальный язык передает большое количество информации, которую воспринимают и понимают все, независимо от возраста. Это же касается и речи учителя, а именно: скорости, интонации и тембра его голоса. Следовательно, учителю следует работать над собой и прикладывать усилия для облегчения процесса принятия преподносимой информации учениками и обеспечения комфортной среды на уроке.

В-третьих, в классе необходимо создать такой климат, при котором все учащиеся будут способны показать себя с лучшей стороны и раскрыть потенциальные возможности. Это осуществимо исключительно на базе доверительных межличностных отношений между учителем и учеником. Как правило, такие отношения являются результатом избранной учителем тактики общения с ребятами. В её основе лежит взаимная передача нейтральной информации, принимающей вид личного разговора, то есть, учащиеся делятся с учителем событиями из жизни, семьи, школы, рассказывают о своих успехах и неудачах. Такое общение помогает наладить контакт с учеником, узнать его с другой стороны, а также дает понять, что ученик свободен в самовыражении и не будет осужден за высказывание своего мнения. К тому же, сотрудничая с учениками и привлекая их к активной защите собственной позиции, возникает благоприятная почва для открытого и свободного обсуждения возникающих проблем, когда учащиеся совместно с педагогом приходят решению поставленных задач.

Согласно дидактической системе Л.Г. Петерсон, также немаловажным считается обеспечение ученикам ситуации успеха, когда они прикладывают усилия для движения вперед, и постоянно ощущают эмоциональную поддержку, веру в их силы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе образовательного процесса ученик сможет освоить академические знания и раскрыться как личность только в безопасной психологической среде. В свою очередь задача обеспечения психологического комфорта на занятии возлагается на учителя. Именно способность педагога к организации условий, при которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития, а также к созданию доверительных межличностных отношений, основанных на уважении личности, служит залогом для успешного проведения урока, комфортного и безопасного для всех участников образовательного процесса.


6366300122597054.html
6366326966011128.html
    PR.RU™