IV. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных

1234

Стандартов по ПР.

1 мая 1955 года в Лондоне была создана Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA)с целью объединения специалистов разных континентов, укрепления базисных основ ПР, выработки и утверждения общих подходов к пониманию ПР в меняющемся мире. Сегодня Совет IPRA включает представителей более чем 50 стран. Членами IPRA являются представители более чем 90 стран. Это одно из крупнейших объединений специалистов ПР. Оно имеет только индивидуальное членство.

IPRA

► организует исследования рынка ПР,

► готовит так называемые «золотые доклады IPRA».

► Раз в два года проходят ассамблеи IPRA, на которых обсуждаются наиболее значимые проблемы развития ПР.

► В своей деятельности IPRA стремится способствовать профессиональному развитию специалистов, а также популяризации практики ПР на общемировом уровне.

► IPRA издает электронный журнал о ПР в Европе — FrontLine.

Европейская конфедерация по связям с общественностью (CERP)основана в 1959 году. Это авторитетное профессиональное сообщество, членами которого являются национальные ассоциации ПР Европы (они объединяют около 22 тыс. профессионалов). CERP получила консультативный статус при Совете Европы и ЮНЕСКО, признана Комитетом Европейских сообществ.

CERPставит своим целями:

► установление контактов, обмен опытом между ассоциациями ПР разных стран.

► Важнейшим направлением деятельности является разработка и внедрение мероприятий по укреплению этических основ ПР.

► вырабатывает и воплощает в практику стандарты качественных ПР.

В 1965 году CERP приняла Афинский кодекс — свод этических норм, которым призван следовать каждый профессионал. Лиссабонский кодекс (редакция 1989 года) обобщил все лучшее, что было принято считать образцом практики. В 1997 году CERP приняла совместно с IPRA и ICO Хельсинкскую хартию качества ПР.

Эти крупнейшие международные объединения ПР содействовали разработке Минимальных стандартов качества— MQS.

CERP ставит вопрос о создании всемирной профессиональной организации ПР — Global Alliance. Такое предложение связано с тем, что существующая общемировая организация IPRA имеет индивидуальное членство, а проблемы развития ПР-отрасли требуют совместного обсуждения представителями разных континентов на уровне ассоциаций.

Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО)учреждена как общественная некоммерческая организация в 1991 году.

С 1997 года РАСО является полноправным членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP). РАСО сотрудничает с национальными организациями ПР — PRSA, IPR, а также ПР-ассоциациями Болгарии, Венгрии, Латвии, Украины, Белоруссии и др. Вице-президент РАСО А.П. Ситников (КГ «Имидж-Контакт») является представителем России в Совете Международной ассоциации ПР (IPRA).



РАСО стала центром обмена опытом и анализа российского рынка ПР. С 1996 года РАСО ежегодно проводит Дни PRв Москве, в их рамках — международные научно-практические конференции. Велики заслуги РАСО в повышении престижа профессии, ее популяризации. РАСО инициировала учреждение национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник»,стала соорганизатором Всероссийского конкурса студенческих работ «Хрустальный апельсин». Региональные организации РАСО проводят свои профессиональные конкурсы — «PRo6a» в Санкт-Питербурге и «Белое крыло» в Екатеринбурге.

Большое значение придает РАСО повышению профессионального и этического уровня ПР. В 2000 году сделан серьезный шаг в этом направлении: введена профессиональная сертификация в области связей с общественностью. РАСО инициировала создание Общественного комитета по профессиональной сертификации, в который вошли ведущие специалисты ПР. Разработан Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью, система профессиональных критериев. Ежегодно выдается около 40 профессиональных сертификатов заслуженным практикам ПР.

РАСО со времени своего создания постоянно занимается вопросами этики ПР. В 1994 году ею была принята Декларация профессиональных и этических принципов, в 1999 году — Хартия «Консультанты — за честные выборы». Итогом всей этой работы стало принятие исполнительным комитетом РАСО в сентябре 2001 года Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Сегодня это главный документ профессионального сообщества российских ПР-специалистов, в котором зафиксированы стандарты, нормы, принципы цивилизованного поведения на рынке ПР-услуг.

Возрастает консультативная роль РАСО в отношениях с государственными структурами. Так, 2001 год стал годом активного взаимодействия РАСО с Центральной избирательной комиссией РФпо вопросам совершенствования российского законодательства по выборам. РАСО было предложено провести экспертизу ряда проектов федеральных законов. ЦИК РФ, в свою очередь, приняла участие в ряде семинаров и круглых столов, организованных РАСО.

Как видим, зарубежные и российская организации ПР-специалистов проявляют высокую степень озабоченности соблюдением этических принципов профессии, разрабатывают и принимают необходимые документы, фиксирующие стандарты м качества этики.

Данный вид права относится к категории корпоративного права.Такая форма регулирования возникает в профессиональных сообществах, особенности профессиональной деятельности которых требуют высокой квалификации, но при этом мало освоены законодателем. В истории большинства профессий изначальным регулятором выступало корпоративное право, которое затем распространялось более широко и становилось общенациональными законодательными нормами. Тем не менее, уже на стадии корпоративного права документы могут влиять на практику ПР. Варианта может быть два.

Первый — существование некоего органа при профессиональной ассоциации, принявшей документ, своего рода третейского суда, который рассматривает представленные факты нарушения и выносит свои заключения. Они становятся информационными поводами и предаются огласке в СМИ.

Второй вариант — активное формирование общественного мнения по инициативе профессиональной ассоциации вокруг фактов нарушения этических стандартов, создание атмосферы нетерпимости по отношению к таким фактам. В итоге фирмы или консультанты, которые попадают в «черный список» профессионального сообщества, не имеют шансов на успех. Они теряют заказчиков, терпят убытки. Так работает корпоративное право.


6364836654925154.html
6364876439725290.html
    PR.RU™