Среда международного маркетинга

Выделяют следующие элементы среды международного маркетинга: экономическую, политико-правовую и культурную среду. Среда международного маркетинга во многом определяется системой международной торговли.

Система международной торговли. При организации сбыта в другой стране фирма может столкнуться с различными торговыми ограничениями. Самое распространенное ограничение — таможенный тариф, представляющий собой налог, которым иностранное правительство облагает ввозимые в его страну товары. На товары определенных категорий может устанавливаться квота — количественный предел, ограничивающий ввоз этих товаров в страну. В то же время ряд стран образовали экономические сообщества, обеспечивающие беспошлинную торговлю между их членами.

Экономическая среда. Привлекательность страны в качестве экспортного рынка определяется двумя характеристиками — структурой хозяйства и характером распределения доходов. Известны четыре типа хозяйственных структур.

Страны с экономикой типа натурального хозяйства, при котором большинство населения занимается простейшими видами сельскохозяйственного производства. Большая часть аграрной продукции потребляется самими производителями, а ее остаток напрямую обменивается на простые товары и услуги. Здесь экспортеры имеют ограниченные возможности. Примером такой страны может служить Эфиопия.

Страны — экспортеры сырья богаты отдельными видами природных ресурсов и их экономика носит монотоварный характер. Большую часть средств они получают за счет экспорта сырья. К странам этого типа можно отнести, например, Саудовскую Аравию, экспортирующую нефть. Подобные страны являются емкими рынками для импорта промышленных товаров и услуг.

Промышленно развивающиеся страны характеризуются тем, что их обрабатывающая промышленность производит от 10 до 20% валового национального продукта. Примерами таких стран могут быть Индия и Бразилия. Странам этого типа необходим экспорт технологий и оборудования. Появление в них узкого слоя богачей и растущего среднего класса обусловливает увеличение спроса на товары новых типов, причем часть потребностей можно удовлетворить только за счет импорта.

Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами товаров и услуг.

Характер распределения доходов в стране существенным образом сказывается на рыночном спросе. По характеру распределения доходов страны делят на пять видов:

1) страны с очень низким уровнем семейных доходов;

2) страны с преимущественно низким уровнем семейных доходов;

3) страны с очень низким и очень высоким уровнем семейных доходов;

4) страны с низким, средним и высоким уровнем семейных доходов;



5) страны с преимущественно средним уровнем семейных доходов.

Политико-правовая среда. Страны резко отличаются друг от друга своей политико-правовой средой. При решении вопроса о выборе зарубежного партнера фирмы необходимо учитывать следующие факторы.

Отношение к закупкам из-за рубежа. Некоторые страны относятся к таким закупкам благожелательно и даже их поощряют, другие — резко отрицательно. В качестве примера страны с благожелательным отношением можно назвать Мексику, которая на протяжении ряда лет привлекает капиталовложения из-за рубежа, предлагая иностранным инвесторам льготы и услуги при выборе мест размещения предприятий.

Политическая стабильность. Правительства сменяют друг друга, их политический курс может резко меняться. Правительства могут неадекватно реагировать на возникшие в стране настроения, например, конфисковать собственность иностранной фирмы, заблокировать ее валютные счета, ввести импортные квоты или новые налоги.

Валютные ограничения. Иногда правительства запрещают или вводят ограничения на валютные операции в стране. Обычно продавец стремится получить доход в валюте, которой он может пользоваться, например в валюте его собственной страны. При невозможности этого продавец столкнется с большими затруднениями. Помимо валютных ограничений большой риск для продавца на зарубежных рынках связан с колебаниями обменных курсов валют.

Государственный аппарат. Важными факторами являются степень эффективности системы помощи иностранным компаниям со стороны принимающего их государства, наличию эффективной таможенной службы, достаточно полной рыночной информации и прочих условий, благоприятствующих предпринимательской деятельности.

Культурная среда. В каждой стране существуют свои культурные традиции, обычаи, правила, запреты. Продавцу следует выяснить, как воспринимает зарубежный потребитель те или иные товары и как он пользуется ими. Сюрпризы, которые может преподнести потребительский рынок, весьма поучительны. Например, вопреки распространенному заблуждению немцы и французы едят больше макарон, чем итальянцы.


6362551300916082.html
6362574542783639.html
    PR.RU™